Продолжить железную дорогу от Губкино до станции Ржава (а перед этим еще и восстановить разрушенный участок железной дороги Старый Оскол - Коробково) вынудила подготовка Советской Армии к Курской битве.Вот как рассказано об этом в монографии ЧАСТИЧКА РОДИНЫ автора Н.Белых: "...Выполняя решение Государственного Комитета Обороны о восстановлении и строительстве железной дороги Старый Оскол-Ржава для нужд предстоящих боев с фашистами на Белгородско-Курском направлении, более 8 тысяч старооскольцев участвовали весной 1943 года в строительстве этой девяностокилометровой железной дороги Старый Оскол–Ржава, сыгравшей большую роль в выполнении советского плана разгрома немцев на Курской дуге летом 1943 года. А ведь первые эшелоны по этой дороге провели с дивизионами «КАТЮШ» 19 июля 1943 года железнодорожники-старооскольцы, среди которых был также потомственный железнодорожник Михаил Васильевич Бартенев. В записках В. Бартенева о тех боевых днях сохранились следующие строчки: «Нашу паровозную бригаду вызвал начальник депо Старый Оскол т. Анпилов А. И. – Рейс вам, товарищи, предстоит боевой, – сказал он и особо внимательно посмотрел на стоявших рядом машиниста Шерстнева Ивана, на кочегара Прохорова Ивана и на меня, работавшего тогда помощником машиниста, добавил: – Вид у вас боевой, так что я и не стану произносить вдохновляющую речь. Перед нами товарищ Бартенев, который только что прибыл с линии фронта, и поэтому знает работу паровозной бригады в условиях фронтовой обстановки. Кроме того, в бригаде – два коммуниста… На левый фланг «Курской дуги» поведете эшелон с «Катюшами», боеприпасами и подразделениями войск. Не исключена возможность нападения вражеской авиации, будьте бдительны… Наш эшелон отправился на рассвете 19 июля 1943 года по только что законченной железной дороге Старый Оскол-Ржава. Утро было тихим и солнечным. «Летний день, – подумал я и все чаще наблюдал за небом. – Фашистские «Юнкерсы» могут появиться внезапно. На подъеме перегона Заломное эшелон изогнулся широкой дугой, и моим глазам представилась могучая техника, доверенная Родиной нашей бригаде для доставки на фронт. – Видишь, Михаил, что везем? – сказал машинист Шерстнев. И в этих скупых словах была гордость и радость за нашу могучую Родину. Эти чувства отражались в сияющих глазах машиниста и на его разгоревшимся лице. – Фашистам будет крышка… Через некоторое время мы увидели вдали крутящиеся столбы черного дыма, а потом, одолевая шум паровоза, дошли тяжкие взрывы авиабомб. И сейчас же, оглушая свистом плоскостей и гулом моторов, пронеслись над эшелоном краснозвездные истребители. Часть их умчалась к дымам, другие начали кружить над эшелоном, эскортируя его. Подъезжая к Ржаве, мы увидели догорающие на земле два сбитых «Юнкерса». Над ними полыхало копотное пламя. Вблизи ж. д. насыпи чернели чумными язвами воронки от сброшенных фашистами бомб. За мостом глядели в небо длинные стволы зенитных орудий, у пулеметных турелей стояли наготове пулеметчики. Мы подъезжали к линии фронта. На станции Ржава нас встретила военная команда. – Спасибо вам, товарищи железнодорожники, благодарим вас за выполнение боевого задания! – сказал седоусый полковник и каждому из нас крепко пожал руку. – Служим Советскому Союзу! – по военному ответила бригада. С чувством радости исполненного долга возвращались мы в родное депо. А на станции Старый Оскол дымили готовые к отправлению новые эшелоны маршрута «Курской дуги». Июль 1953 года. М. БАРТЕНЕВ».
|